Бюро по контролю над вооружениями, верификации и соблюдению соглашений
Информационный бюллетень
Февраль 2021 года

Структура договора: Договор между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, также известный как Договор СНВ-III (Новый договор о СНВ), укрепляет национальную безопасность США, устанавливая поддающиеся проверке ограничения на все развернутые Россией ядерные вооружения межконтинентальной дальности. Соединенные Штаты и Российская Федерация договорились продлить срок действия договора до 4 февраля 2026 года.

Пределы стратегических наступательных вооружений: СНВ-III вступил в силу 5 февраля 2011 года. Согласно договору, у Соединенных Штатов и Российской Федерации было семь лет на обеспечение соответствия центральным ограничениям договора по стратегическим наступательным вооружениям (до 5 февраля 2018 года), а затем они обязаны поддерживать эти ограничения, пока договор остается в силе.

Совокупные лимиты: И Соединенные Штаты, и Российская Федерация выполнили центральные ограничения Договора СНВ-III к 5 февраля 2018 года и с тех пор остаются на этом уровне или ниже. Эти ограничения таковы:

  • 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков, приспособленных для применения ядерных вооружений;
  • 1550 ядерных боеголовок на развернутых МБР, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиках, приспособленных для применения ядерных вооружений (каждый такой тяжелый бомбардировщик засчитывается как одна боеголовка в рамках этого ограничения);
  • 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков, приспособленных для применения ядерных вооружений.

Договор СНВ-III ограничивает все развернутые Россией ядерные средства межконтинентальной дальности, включая каждую российскую ядерную боеголовку, загруженную на межконтинентальную баллистическую ракету, которая может достичь Соединенных Штатов примерно за 30 минут. Он также ограничивает число ракет “Авангард” и “Сармат”, два из наиболее доступных в оперативном отношении новых типов российских ядерных вооружений большой дальности, которые могут достичь США. Продление срока действия Договора СНВ-III гарантирует, что у нас будут поддающиеся проверке ограничения на основные запасы российских ядерных вооружений, способных достигнуть территории США, в течение следующих пяти лет. По данным последнего обмена данными 1 сентября 2020 года, Российская Федерация заявила о 1447 развернутых стратегических боеголовках. РФ имеет возможность разместить более 1550 боеголовок на своих модернизированных МБР и ​​БРПЛ, а также на тяжелых бомбардировщиках, однако СНВ-III не позволяет ей делать это.

Структура сил: Каждая сторона может гибко определять для себя структуру своих сил с учетом центральных ограничений. Договор СНВ-III дает Соединенным Штатам гибкость в развертывании и поддержании стратегических ядерных сил США таким образом, чтобы это наилучшим образом отвечало интересам национальной безопасности США.

Верификация и прозрачность: Договор содержит подробные процедуры для реализации и проверки центральных ограничений на стратегические наступательные вооружения (обсуждавшихся выше) и всех договорных обязательств. Эти процедуры регулируют конверсию и ликвидацию стратегических наступательных вооружений, создание и функционирование базы данных требуемой договором информации, меры транспарентности, обязательство не вмешиваться в работу национальных технических средств проверки, обмен телеметрической информацией, проведение инспекционных мероприятий на местах и функционирование Двусторонней консультативной комиссии (ДКК).

Меры верификации Договора СНВ-III

Меры Описание
Инспекции на местах Договор предусматривает 18 инспекций на местах в год для инспекционных групп США и России: инспекции Первого типа ориентированы на объекты с развернутыми и неразвернутыми стратегическими системами (до 10 в год), а инспекции Второго типа сосредоточены только на объектах с неразвернутыми стратегическими системами (до 8 в год). Разрешенная инспекционная деятельность включает подтверждение количества возвращаемых средств на одну развернутую МБР или БРПЛ на каждую инспекцию Первого типа, подсчет ядерных боеприпасов на борту или прикрепленных к развернутым тяжелым бомбардировщикам, подсчет количества неразвернутых МБР и БРПЛ, подтверждение проведения конверсии или ликвидации систем вооружения предложенным способом и подтверждение ликвидации объектов.
Боеголовки, загруженные на определенные стратегические средства доставки Во время инспекций развернутых баз/объектов стратегических вооружений каждая сторона должна раскрывать, сколько боеголовок находится на каждом средстве доставки, базирующемся на инспектируемой базе, и инспектирующая страна имеет право проверить загрузку на одном средстве доставки (выбранном инспектирующей страной) для подтверждения точности декларации.
Обмен данными раз в два года Каждая страна предоставляет другой стране декларацию о своих развернутых стратегических средствах доставки, пусковых установках и боеголовках, включая: разбивку количества боеголовок, развернутых на трех типах средств доставки; разбивка количества стратегических средств доставки и боеголовок, развернутых на каждой объявленной базе. Значительный объем информации также предоставляется в периоды между двухгодичными обменами посредством уведомлений, требуемых договором (см. ниже).
Телеметрическая информация Для повышения прозрачности Стороны ежегодно обмениваются телеметрической информацией на паритетной основе в отношении до пяти пусков МБР и БРПЛ в год. Эти измерения различных технических параметров производятся для мониторинга характеристик ракет во время летных испытаний МБР и БРПЛ.
Уведомления о стратегических средствах доставки и пусковых установках Договор предусматривает регулярные уведомления относительно статуса (т.е. развернутые/неразвернутые) и базирования или прикрепления к объектам всех стратегических средств доставки и пусковых установок. Уведомления о рассредоточении мобильных МБР и патрулей ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) не требуются.
Новые типы, новые варианты и новые виды систем, подотчетных по договору Декларация и демонстрация новых типов и новых вариантов систем, подотчетных по договору, которые поступают на вооружение. Затем система будет подлежать декларированию данных, уведомлениям и инспекциям в соответствии с договором. Договор также предоставляет обеим сторонам возможность поднимать вопрос о новых видах стратегических наступательных вооружений на заседаниях ДКК и добиваться их включения в СНВ-III.
Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК) Договор устанавливает ДКК в качестве органа по соблюдению и реализации, который собирается не реже двух раз в год, если не согласовано иначе. (Примечание: из-за COVID Стороны не проводили заседаний ДКК в 2020 году, но продолжали обсуждение вопросов ДКК по дипломатическим каналам). Вопросы соблюдения или реализации могут быть подняты любой Стороной в ДКК.
Запуск баллистических ракет Договор предусматривает предварительное уведомление о запусках баллистических ракет, подпадающих под действие договора (это также соответствует обязательствам обеих Сторон по их Соглашению об уведомлении о пусках баллистических ракет 1988 года).
Невмешательство в национальные технические средства (НТС) Договор разрешает использование национальных технических средств верификации (например, спутников) в соответствии с международным правом и содержит четкие положения, запрещающие вмешательство в НТС и использование мер сокрытия, которые могут препятствовать мониторингу со стороны НТС.
Уникальные идентификаторы Каждой МБР, БРПЛ и тяжелому бомбардировщику присваивается уникальный идентификатор, который включается в соответствующие уведомления и может быть подтвержден во время инспекций.

Положения Договора СНВ-III о верификации позволяют Соединенным Штатам оценивать соблюдение Россией условий договора и дают нам жизненно важное окно в российские ядерные силы межконтинентальной дальности и их операции. Без мер проверки в рамках СНВ-III произошло бы снижение уровня знаний США о российских ядерных силах. Со временем у нас было бы меньше уверенности в наших оценках российских сил и меньше информации, на которой можно основывать решения о ядерных силах США.

Обмен данными и уведомления: Стороны обмениваются данными о количестве, местонахождении и технических характеристиках систем вооружений и объектов, подпадающих под действие договора, и предоставляют друг другу регулярные уведомления и обновления. Эти уведомления позволяют получить уникальное представление о ядерных силах Российской Федерации, которое в противном случае было бы недоступно. Без договора США остались бы с меньшим уровнем осведомленности и достоверной информации о МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиках РФ.

Обмен информацией в соответствии с Договором СНВ-III

Тип информации В рамках СНВ-III
Поступление на вооружение новых ракет Каждая сторона предоставляет уведомление за 48 часов до того, как твердотопливная МБР покидает производственный объект.
Место базирования ракет, подпадающих под действие договора Каждая сторона уведомляет о своей соответствующей базе или объекте.
Изменение статуса ракет Каждая сторона предоставляет уведомление о том, когда ракеты становятся развернутыми или неразвернутыми и направляются на заявленные объекты.
Предварительное уведомление о крупных стратегических учениях Каждая сторона предоставляет уведомление не менее чем за 2 недели до крупных стратегических учений с участием тяжелых бомбардировщиков и повторно уведомляет в течение 2 дней после завершения учений.
Ликвидация и конверсия Уведомление о ликвидации подотчетных по договору систем или их конверсии в неядерный или неподотчетный статус. Например: снятие топлива с МБР и оставление ликвидированной системы в поле зрения НТС на 60 суток.

Реализация: Информация, предоставляемая в ходе реализации договора, способствует снижению риска стратегической внезапности, недоверия и просчетов, которые могут возникнуть в результате чрезмерной секретности или решений, основанных на наихудших предположениях. С момента вступления в силу Договора СНВ-III, по состоянию на конец января 2021 года, обе Стороны провели:

  • 328 инспекций на местах,
  • обмен более чем 21 400 уведомлениями,
  • 18 заседаний Двусторонней консультативной комиссии и
  • 38 двухгодичных обменов данными о стратегических наступательных вооружениях, подпадающих под действие договора.

Срок действия договора: Первоначальный срок действия договора составлял 10 лет (до 5 февраля 2021 года) с возможностью для Сторон договориться продлить его еще на пять лет. Соединенные Штаты и Российская Федерация договорились о пятилетнем продлении СНВ-III, чтобы сохранить его в силе до 4 февраля 2026 года. Договор включает пункт о выходе, который является стандартным для соглашений о контроле над вооружениями.

Соблюдение договора Россией: Хотя Соединенные Штаты поднимали перед Российской Федерацией связанные с реализацией вопросы и обеспокоенности по дипломатическим каналам и в контексте ДКК, с момента вступления СНВ-III в силу США ежегодно приходили к выводу в периоды правления нескольких Администраций, что РФ соблюдает свои договорные обязательства.

Соблюдение договора США: Соединенные Штаты соблюдают свои обязательства по СНВ-III. Российская Федерация подвергала критике американские процедуры, используемые для переоборудования тяжелых бомбардировщиков B-52H и пусковых установок БРПЛ Trident-II. США продолжают придерживаться своих процедур конверсии, которые делают переоборудованные пусковые установки БРПЛ и тяжелые бомбардировщики неспособными применять ядерное оружие, тем самым снимая их с ответственности по договору.


Для просмотра оригинала:  https://www.state.gov/new-start/

Этот перевод предоставляется для удобства пользователей, и только оригинальный английский текст следует считать официальным.

U.S. Department of State

The Lessons of 1989: Freedom and Our Future